Основы телемедицинских консультаций были заложены еще 40 лет назад. В России впервые телемедицина как альтернатива классическому оказанию помощи появилась в 1995 году.
Однако большого распространения такая услуга не получила по ряду причин:
- Отсутствие интернет – связи даже в крупных городах;
- Плохое оснащение комьютеризированными рабочими местами медицинских учреждений;
- Неготовность медицинского персонала и пациентов работать в новом формате.
Серьезным толчком для продвижения телемедицины стала пандемия коронавирусной инфекции 2019 года. Многие лечебно – профилактические учреждения первичного уровня ради спасения жизни пациентов безотлагательно внедрили систему онлайн - консультаций и дистанционного мониторинга за пациентом.
Эта «вынужденная» мера незамедлительно показала свою эффективность. Уже в первые дни применения новых технологий врачам первичного звена удалось снизить посещаемость пациентов на промежуточные приемы, контролировать состояние изолированных лиц. Однако самым главным достижением телемедицины стало наблюдение за больными коронавирусом, имеющими сопутствующую патологию из отдаленных населенных пунктов. Также врачи стационаров и экстренной медицинской помощи в кратчайшие сроки могли запросить консультацию специалистов регионального и республиканского уровня без выезда к пациенту.
Внедрение альтернативной медицинской помощи в период локдауна дало возможность:
- Снизить количество осложнений и смертей у больных коронавирусной инфекцией;
- Уменьшить нагрузку на врачей и транспортные расходы, связанные с поездками в отдаленные районы;
- Контролировать ситуацию с контактными лицами;
- Наладить коммуникацию между специалистами различных уровней и специальностей;
- Обучаться и внедрять новые протоколы лечения на местах;
- Проводить профилактическую работу по противодействию распространения опасного инфекционного заболевания.
Что включает в себя телемедицина во время эпидемии COVID - 19
Большинство медицинских учреждений в 2019 году столкнулись с проблемой приобретения качественного телемедицинского оборудования. Некоторые производители и поставщики медицинской техники преднамеренно завысили цены, а качество изделий не всегда соответствовало стандартам оказания данного вида помощи. Отечественное предприятие НПП «Монитор» помогло решить эту проблему многим ЛПУ различных форм собственности. Опытные инженеры за короткое время разработали и внедрили в практику самые современные инструменты телемедицины, соблюдая баланс ценовой политики и качества товара.
Благодаря разработкам НПП «Монитор» каждое медицинское заведение может проводить следующие виды онлайн – помощи:
Оснащение карет экстренной медицинской помощи, отделений неотложных состояний, фельдшерских пунктов современными ЭКГ аппаратами с каналом передачи GSM существенно снижает риск развития осложнений COVID – 19. Дистанционная консультация кардиолога и вовремя предпринятые меры позволяют снизить смертность среди пациентов, входящих в группу риска.
Установка систем дистанционного мониторирования сложного пациента на дому позволяет медицинским работникам контролировать важные физиологические показатели организма в течение всего периода болезни.
Стационарные отделения, имеющие реанимационное оборудование НПП «Монитор» при необходимости могут организовывать консилиумы с привлечением специалистов более высокого уровня оказания помощи или узких специальностей. Полная совместимость медицинских изделий с современной компьютерной техникой дает возможность передавать результаты мониторинга и данные лабораторных исследований по локальной сети заведения. При необходимости свежие данные о пациенте можно пересылать в медицинские учреждения, оказывающие консультативную помощь в формате «врач – врач».
Эффективность телемедицины как новой отрасли в борьбе с COVID – 19 нельзя недооценивать. По результатам работы дистанционные консультации включены в методические рекомендации МОЗ по борьбе, профилактике, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции в РФ.